X

Заочная физико-техническая школа при МФТИ

Поверь в то, что ты знаешь
все ответы, и ты их узнаешь.

Р. Бах

 

Много лет в лицее работают бесплатные факультативы Заочной физико-технической школы (сокращенно – ЗФТШ) при Московском физико-техническом институте (государственном университете).  На этих курсах обучаются ученики 8-11 классов, имеющие склонности и способности к физике, математике и информатике, желающие совершенствовать свои знания по этим предметам.

Цели ЗФТШ:

ЗФТШ и МБОУ «Лицей №1»  работают в тесном сотрудничестве, используя образовательный и научно-педагогический потенциал в реализации программы непрерывного образования в цепи "школа — учреждение довузовского дополнительного образования — ВУЗ".

Выпускники лицея, успешно прошедшие обучение в факультативных группах ЗФТШ, получают свидетельство об окончании ЗФТШ, которое учитывается при поступлении в МФТИ в соответствии с правилами приёма, как индивидуальное достижение абитуриента с начислением дополнительных баллов.

Учащиеся и выскники лицея, обучающиеся (или обучавшиеся) в Заочной физико-технической школе, высоко ценят полученные на таких занятиях знания и опыт.

Дмитриева Мария, ученица 9 "Б" класса

Не так давно я поступила в заочную физико-техническую школу при МФТИ. Занятия проходят на базе «Лицея № 1». Многие думают, что учиться в классе с математическим  уклоном, при этом посещая дополнительные занятия, очень тяжело. Да, это не так просто, но занятия ЗФТШ - это не обычные уроки. Это получение новых знаний, общение и, в конечном итоге, подготовка к государственным экзаменам. Последнее особенно актуально для выпускных классов.

Большинство школьников считают,  что занятия проходят как обычный урок, но это совершенно не так. Занятия проходят действительно интересно. Во-первых, неформальное общение позволяет сделать занятия менее скучными. Необычный  подход учителей погружает учеников целиком в работу.  Дети не стыдятся выходить к доске, высказывать свои мысли и идеи, боясь отрицательной реакции учителя. Нестандартный подход -  вот что помогает решать задачи высокого уровня. На занятиях не ставится цель заучить шаблон решения. Детей хотят научить мыслить рационально, искать разные необычные пути решения.

Во-вторых,  на занятия приходят только те учащиеся, которые действительно заинтересованы в получении знаний. Учителю не надо тратить время для объяснения каких-то элементарных понятий и установление дисциплины. При этом дети не получают никаких отрицательных оценок учителя, только одобрение.

В-третьих, сам формат урока  интересен.  Когда ученики решают у доски примеры и задачи,  они могут общаться друг с другом, обсуждая разные пути поиска ответа. Подсказки разрешаются! Каждый прислушивается к мнению другого, и вместе мы ищем совершенно новое решение.

Бытует мнение, что ученики боятся дополнительных занятий из-за того,  что, по их мнению, они отнимают время, отведенное на общение с друзьями, которого и так мало после школы…  Но они заблуждаются. Мы можем получить удовольствие от общения не только с учениками, но и с учителем. Перед началом занятий мы не молчим и не обсуждаем только уроки. Мы можем разговаривать на совершенно разные темы. Никто не ставит нам рамки. Во время занятий мы дискутируем уже непосредственно о задачах. Но при этом мы не так сильно устаем, как на уроках, хотя нагрузка гораздо больше.

Важность  решений экзаменационных заданий  не передать словами. Мы уже знаем, какие задачи могут попасться на ЕГЭ или ОГЭ и как их решать. Занятия приучают нас не бояться трудностей при виде огромных формул или уравнений, начинать с малого, развивая ход своих мыслей.

В конце пройденной темы мы пишем контрольную работу, которую решаем дома. Объем немаленький, но и на ее решение отводится больше месяца. Это учит нас планировать своё время, не оставляя все на последний вечер. В будущем это очень пригодится.

В заключение хочу сказать, что занятия в ЗФТШ очень полезны и, на мой взгляд, необходимы тем людям, которые влюблены в математику и действительно заинтересованы в этой  удивительной науке.
 

Ершов Владимир, ученик 9 "А" класса

Человечество использует знание математики каждый день. Повсюду мы сталкиваемся с числами: на циферблате часов, на денежных банкнотах, в расписании уроков. Нам все время приходится выполнять простые и сложные математические операции: вычислить, когда нужно выходить на занятия в школу, сколько сдачи дадут в магазине, через какое время вернутся родители с работы. Математика приносит порядок в нашу жизнь, учит нас аккуратности и внимательности. Невозможно назвать сферу жизнедеятельности человека, где бы математика не пригодилась. Математика как наука крайне важна для развития человечества.

Еще в школе каждому ученику, на определенном этапе обучения, предлагают сделать свой выбор в пользу гуманитарных или точных наук с учетом возможностей учеников, личных приоритетов. Я сделал свой выбор в пользу «царицы наук». Уверен, что какую бы сферу деятельности ни выбрал в дальнейшем, математика везде окажется основополагающей наукой. Без математических знаний невозможно построить дом, автомобиль, компьютер, аппарат для измерения уровня сахара в крови.

Обучаясь в предпрофильном физико-математическом классе, я не смог не воспользоваться возможностью дополнительно посещать заочную физико-техническую школу при МФТИ. Лично для меня обучение в ЗФТШ - это одна из возможностей совершенствовать свои знания по физике и математике с квалифицированными преподавателями, использовать математические методы для изучения смежных наук. В процессе обучения развивается логическое мышление, нарабатываются навыки решения заданий нестандартными способами. Полученные практические знания можно использовать на уроках физики, математики, информатики и в повседневной жизни, а также можно расширить и углубить информационную составляющую приобретенных знаний.

Занятия в ЗФТШ – это, прежде всего, фундамент для дальнейшего обучения, возможность развиваться и получать знания за рамками общеобразовательной программы. Это уверенность в успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ по окончании 9 и 11 классов, а в дальнейшем - возможность поступления в любой технический ВУЗ страны.

 

Красиков Алексей, выпускник МБОУ «Лицей №1» 2015 года, студент МФТИ

С Заочной физико-технической школой меня и моих одноклассников познакомили на своих уроках учителя, когда мы обучались в 8 классе. В нашем лицее были организованы дополнительные занятия по физике и математике, которые проводили одни из лучших учителей Лицея. На занятиях учителя помогали с разбором сложных тем и задач, следили за сдачей работ, одним словом, помогали настолько, насколько это было возможно. Отличительной особенность таких занятий было то, что разбирать и отсылать выполненные работы мы должны были не самостоятельно.

Само обучение в ЗФТШ отличается очень качественным подбором вспомогательных материалов и задач. Это позволяет получить более глубокие знания по предметам, потренироваться в решении сложных задач, структурировать и закрепить накопленные знания, расширить свой кругозор. Конечно, это лишь инструменты, но, в конечном счете, каждый сам определяет, как эти инструменты использовать.

ЗФТШ может оказаться полезным как при подготовке к ЕГЭ, так даже и при учебе на первом курсе. Как говорил Константин Новоселов, выпускник МФТИ 1997 г., лауреат Нобелевской премии по физике: «Учеба в ЗФТШ и участие в олимпиадах сделали мое поступление на Физтех  довольно простым». Поэтому я смело могу рекомендовать обучение в Заочной физико-технической школе любому, кто интересуется математикой и хочет связать с ней свою дальнейшую жизнь.

Также я хочу выразить огромную благодарность за неоценимую помощь учителям Фонаревой Ларисе Талиповне и Поповой Светлане Александровне, которые вели занятия в нашей группе.